Согласно налоговому законодательству, индивидуальный предприниматель (ИП) — это физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Несмотря на кажущуюся легкость, далеко не каждый человек может стать индивидуальным предпринимателем. В Налоговом кодексе прописан целый ряд запретов на открытие предпринимательской деятельности. Так, вести предпринимательскую деятельность не имеют права следующие категории граждан:
- Муниципальные служащие;
- Военнослужащие;
- Государственные служащие;
- Иностранные граждане, у которых отсутствует регистрация на территории РФ;
- Лица без гражданства, у которых отсутствует регистрация на территории РФ;
- Недееспособные граждане;
- Граждане с ограниченной дееспособностью ( в т.ч.злоупотребляющие наркотическими препаратами или алкогольными напитками);
- Несовершеннолетние граждане, у которых отсутствуют разрешительные документы.
Для того, чтобы встать на учёт в качестве ИП в налоговой инспекции, необходимо собрать следующий пакет документов:
- Заявление о государственной регистрации (Р21001). В этом заявлении указывается код вида деятельности, которой вы планируете заниматься, паспортные данные и ИНН.
- Паспорт;
- Копия паспорта;
- Квитанция об уплате госпошлины;
- ИНН;
- Копия ИНН.
Если заявление подает иностранный гражданин, то он должен добавить к этому пакету документов еще и нотариально заверенный перевод паспорта и копию документа о регистрации по месту жительства. Несовершеннолетние граждане обязаны предоставить соответствующее разрешение.
После того как будущий индивидуальный предприниматель лично или через доверенное лицо подаст документы в регистрирующий орган, он должен лично прийти за документами в положенный срок. Регистрирующий орган обязан выдать индивидуальному предпринимателю следующие документы, разрешающие ведение предпринимательской деятельности:
- Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве ИП;
- Свидетельство ИНН;
- Выписка из ЕГРИП (Единого государственного реестра предпринимателей).
После получения этих документов индивидуальному предпринимателю необходимо встать на учет в ФСГС (Федеральной службе государственной статистики). Для этого необходимо подать туда заявление и приложить к нему оригинал и копию Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве ИП,а также оригинал паспорта. На основании этих документов ФСГС выдаст соответствующую справку.
Далее индивидуальному предпринимателю необходимо открыть счет в банке либо зарегистрировать кассовый аппарат.
Для того, чтобы зарегистрировать КММ, индивидуальному предпринимателю необходимо собрать следующие документы:
- Свидетельство о присвоении ИНН;
- Оригинал и копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве ИП;
- Документы на помещение (договор аренды или приобретения), где будет установлен кассовый аппарат.
Кроме того, для регистрации КММ необходим договор с Центром технического обслуживания (РА ЦТО КММ) на его техническое обслуживание. В договор входит голограмма ЦТО, пломбы с печатью ЦТО, журнал кассира – оператора и журнал вызовов технических специалистов.
Для того, чтобы открыть счет в банке, необходимы следующие документы:
- Оригинал и копия паспорта;
- Оригинал и копия свидетельства о присвоении ИНН;
- Оригинал и копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве ИП;
- Копия выписки из ЕГРИП;
- Копия справки кодов ОКВЭД, выданной в ФСГС.
После того как индивидуальный предприниматель откроет счет, ему необходимо предоставить в налоговую инспекцию Форму с-09-1 об открытии расчетного счета.
Налоговым законодательством предусмотрено несколько причин из-за которых можно закрыть ИП:
- Добровольное решение ИП прекратить деятельность;
- Признание ИП банкротом;
- Смерть лица, зарегистрированного в качестве ИП;
- Вступление в силу приговора суда, согласно которому ИП лишён права заниматься предпринимательской деятельностью;
- Просрочка документа, подтверждающего право данного лица проживать на территории России.
Для того, чтобы закрыть ИП, необходимо предоставить в налоговый орган следующие документы:
- Заявление о ликвидации ИП ( Р26001);
- Справка об отсутствии задолженности перед пенсинным фондом;
- Квитанции об уплате госпошлины (160 рублей);
- Декларация о прекращении предпринимательской деятельности.
Через пять рабочих дней после подачи этих документов, налоговый орган обязан выдать Свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и выписку из ЕГРИП.
После этого бывший индивидуальный предприниматель обязан уведомить Пенсионный фонд о закрытии своего ИП и получить расчет по обязательным фиксированным платежам. При обращении в Пенсионный фонд при себе необходимо иметь оригинал паспорта и Свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Обратите внимание, что неявка в Пенсионный фонд не освобождает вас от необходимости погасить задолженность.
Если в течение 12 календарных дней со дня закрытия ИП бывший предприниматель не придет в ПФР, то Пенсионный фонд будет отправлять ему письма с требованием погасить задолженность.
Читайте также:
Дата публикации материала: 17.08.2023
Последнее обновление: 17.08.2023